Правильное или неправильное восприятие картины зависит от композиции. Это было замечено еще художниками древности. Именно по этой причине большое внимание было принято уделить не только тому, как на картине размещены предметы, но и то, как они будут смотреться в композиционном единстве или отдельно друг от друга. Как известно, есть всегда некоторые места, на которые вы так или иначе обращаете свое внимание. Стоит только их найти, и на картине можно будет в этих точках разместить те детали, на которое вы хотите обратить внимание зрителя. На каждой картине, не зависимо от ее композиции, можно выделить четыре такие точки. Их часто называют зрительными центрами, так как они не только обращают на себя внимание, но и при этом удерживать взгляд на них можно довольно длительное время. На любой картине можно самостоятельно выделить эти центры. Процедура их выделения довольно проста. Каждую сторону необходимо зрительно или с небольшими пометками карандаша разделить на восемь частей. Если отсчитать от края третью часть, то именно здесь и буде располагаться этот зрительный центр. Для того, чтобы картина выглядела гармонично, главное действующее лицо необходимо разместить в одном из зрительных центров. При этом стоит запомнить и то, что не стоит загромождать сразу все центры картины, так как от этого будет зависеть ее композиционная целостность и эстетичность. Если же полотно должно быть динамичным, то это правило стоит забыть или осознанно его нарушить.
Прежде чем приступать к рисованию нужно предварительно подготовить все необходимые инструменты. Не забудьте заточить карандаши. Использовать для этого можно лезвие безопасной бритвы, ножик или точилку. Если вы заточите его точилкой, то стержень примет форму конуса с острым кончиком. По мере рисования, линии будут становиться все тоньше, так как стержень с каждым штрихом будет тупиться. Если же вы заточите карандаш лезвием или ножиком, то стержень примет форму лопаточки. В этом случае вы сможете, переворачивая карандаш, наносить по желанию толстые или тонкие линии. Поэтому художники обычно держат неподалеку ножички для резки бумаги, которые используют для заточки карандашей. Чтобы научиться рисованию, нужно предварительно делать специальные упражнения по штриховке. Линии художников никогда не будут одной толщины, они должны быть как бы живыми, а ваша задача научиться рисовать их правильно. Если на первых порах штрихи не будут ровненькими, не стоит отчаиваться, ведь вы будете перекрывать их и скрещивать. То есть вы будете придавать фигурам объем и форму, а не наносить безликие штрихи. Не ожидайте сразу хороших результатов, такого просто не бывает. Но не стоит отчаиваться, со временем все будет получаться.
После освоения линий мы переходим к следующему шагу – нанесению тона. Тон представляет собой эффект света на формах. И хотя при рисовании карандашом не нужно быть профессионалом в наложении тонов, как это происходит при рисовании краской, но, тем не менее, ценность данного явления нужно принимать во внимание всегда. Будет лучше, если вы сначала осветите предмет, который собираетесь рисовать, либо выберите объект для рисунка находящийся в нормальном соотношений света и теней. По существу тени являются формами, изображаемые такими формами, которые встречаются на поверхности объекта. Это нужно понимать как две различные формы: непосредственно форма объекта и форма тени. Сначала нужно сделать тени и свет максимально упрощенными, для этого надо направить свет на объект и удерживать его в данном состоянии. Позже можно будет переместить свет на задний план, но ни в коем случае не освещайте прибор сразу двумя источниками света с разных сторон. Это создаст ложную картину, и таким образом, вы получите не правильную форму. В рассеянном свете мы сможем увидеть форму, как очертание или силуэт. А если источники освещения находятся со всех сторон, то форма растягивается и искажается.
Рисование карандашом подразумевает нанесение на полотно штрихов, которые будут приобретать нужные формы и эффекты. При нанесении штрихов карандаш нужно держать под углом в сорок пять градусов относительно поверхности листа. Старайтесь не сжимать карандаш в руке, а позволять ему двигаться плавно и без напряжения. Сама кисть вашей руки должна находиться в расслабленном состоянии, это поможет рисовать линии легко и непринужденно. Если вы хотите, чтобы штрихи получались жирнее и ярче, то переворачивайте время от времени карандаш вокруг своей оси. С силой нажимать на карандаш допускается лишь в том случае, если в данном месте, по вашему мнению, должна находиться темная тень. Но помните, что при этом вы можете перестараться с нажимом, и рисунок получится перетемненным в данной части относительно других объектов картины. Поэтому старайтесь руководствоваться правилом о том, что переход от светлого к темному должен быть обязательно постепенным, а самые темные места вообще должны рисоваться в самую последнюю очередь. И еще, если вы рисуете графитными карандашами, то должны помнить о том, что сделать с их помощью светлое темнее очень просто, а вот темное сделать светлым практически не возможно.
Штриховка – это, пожалуй, самое главное техническое умение, которое должно быть у художника при рисовании графитным карандашом. Выработка необходимой твердости руки занимает очень усилий, поэтому упражнения, направленные на это имеют ряд особенностей: 1. Упражнения проходят очень длительное время 2. Помимо простых карандашей, дающих все градации серого, в обучении нанесению штриховки используют цветные карандаши. Они вносят эмоциональное разнообразие в выполняемую работу. 3. Задания не похожи друг на друга, хотя подчинены единственной тематике. Помимо выработки твердости руки они, как правило, несут в себе ряд дополнительных функций, таких как развитие цветового восприятия, творческого мышления и т.д. 4. Помимо стандартной штриховки рассматриваются так же разнообразные графические и декоративные приемы, которые требуют от исполнителя большой точности и аккуратности. Для того чтобы не размазывать рукой свой рисунок существует специальное ее положение, которому обучают учеников всех традиционных художественных школ. Знать его необходимо, но если вам не удается применять его на практике, то не стоит тратить много сил и времени на искоренение данной проблемы, ведь избежать затирания рисунка своей рукой, можно подложив под нее чистый лист бумаги.