Чтобы передать в рисунке пластическую форму и объем предметов, нужно научиться рисовать в технике штриховки. Эти упражнения также дадут вам представление о светотени и градациях тонов в рисунке. Сначала вам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы овладеть базовыми понятиями. Вы должны научиться видеть силу теневых и контрастных соотношений в штриховке. Эта техника даст вам возможность передавать фактурность поверхности в рисунке.
Базовая гамма всего рисунка основана на силе тона и его соотношениях. С этой целью вы должны сделать ряд упражнений, которые разовьют чувство соотношений силы тона в рисунке.
На самом первом этапе упражнения нужно делать штриховкой не отрывая карандаша от листа, ведя карандаш в обоих направлениях, стараясь наносить штрихи, как можно ближе друг к другу. У вас должен получиться общий однородный тон. Лист бумаги поворачивать запрещается. Задача этого упражнения - выработать совместную деятельность мозга, глаз и рук, способствовать координации их совместной работы.
Это упражнение учит рисовать куб карандашом и строить самую простую фигуру. Куб должен получиться с передачей перспективных сокращений, и верной передачей светотени.
Сначала нужно определить места куба на листе. Делается это с помощью линий и точек. Когда место найдено, начинается этап построения общей формы. Затем размечаем места вершин и граней куба. Теперь нужно построить плоскости, которые формируют эти грани. Построение следует делать размещая также и невидимые стороны, это даст правильное положение в пространстве и перспективные сокращения плоскостей. Поперечные сечения, идущие через середину дадут представление о верности построения. Теперь нужно нанести светотень на теневую плоскость куба. Плавное уплотнение штрихов даст усиление тона.
Задача этого упражнения - научиться рисовать карандашом с ровным наложением тона по округлой форме. Вы должны уметь определить место и тон каждой градации светотени. Цилиндр лучше взять белый и разместить его на белой поверхности, что даст возможность определить и наглядно увидеть силу рефлекса на теневой стороне. Вы должны научиться передавать это в рисунке.
Процесс рисования цилиндра напоминает процесс рисования куба. Сначала определяется его место на листе. Затем легкими штрихами происходит процедура построения и в конце происходит тональная проработка.
Обучиться рисовать карандашом шар ученику предполагается после исполнения всех предшествующих упражнений.
Целью ставиться выработка искусства рисовать карандашом сферические тела. Искусство тоном и штрихом продемонстрировать размер шара. Данное упражнение быть может тяжело для студента, так рисование карандашом шара проходит в отсутствии циркуля, впрочем потребуется четко изобразить круглую плоскость шара, и дабы он не имел яйцевидной формы. Целью аналогично ставиться постановка и становление координации рук и глазомера ученика. Выучиться рисовать шар и верно возводить падающие тени от круглых тел, искаженных на фоне и оказавшихся на плоскости.
Само изучение рисованию карандашом шара строится поэтапно, сначала разметка композиции и далее проводятся границы возведения. Крупнейшей ставиться цель правильно изобразить чертой шар. Проводиться нанесение тонов и светотени.
Каждый человек имеет свою индивидуальную внешность, и ее изучение может стать довольно интересным занятием, особенно для тех людей, у которых прирожденный талант к рисованию. С помощью непохожести наших лиц природа определяет нас и дает всему миру информацию. Эффективное рисование головы отнюдь не является состоянием рассудка или души человека. В первую очередь, это является передачей правильных форм в верных пропорциях, свете и перспективе. А остальные качества придут как способы передачи формы. Главные элемент и самый сложный в определении большинства вариаций – это, конечно же, форма черепа человека. Существуют черепа различных форм: квадратные, круглые, угловатые, продолговатые, узкие головы и головы с широкими челюстями. Ошибкой всех новичков является то, что они начинают рисовать голову человека с его глаз, носа, рта, ушей. Но это не правильно, опытные художники никогда так не поступают. Они рисуют сначала череп, намечая при этом места, где будут в последствии прорисовываться элементы лица. То есть рисовать голову человека мы должны такой, какая она реально существует в пространстве, и лицо стоит прорисовывать уже на основе нарисованного. Это поможет выделить отличительные черты лица и отобразить игру тени и света на лице человека. А затем и мелкие дефекты кожи человека: шрамы, выступы, бугорки, морщинки и т.д.
Фигуру человека принято считать самой трудной в воспроизведении на рисунке. Хотя животные могут с успехом конкурировать в этом с людьми. Ведь в этом случае вам приходится одновременно справляться с несколькими проблемами: передача движения тела и изображение меха, перьев, волос, которые затеняют формы, скрывающиеся под ними. Научиться рисовать животных можно, только если проявить усидчивость, наблюдательность и большое терпение. Начинать лучше с набросков давно знакомых животных таких как, кошки, собаки, лошади, ежики и т.д. Если у вас есть любимый домашний питомец, то можете рисовать его. Например, домашний скот очень медленно передвигается по полю, совершая при этом ряд характерных движений. Ваша задача в том, чтобы сделать их зарисовки и проследить динамику движений, делая зарисовки один на другом, или рядом. Эти упражнения помогут вам научиться анализировать способы, которыми каждое движение животного затрагивает остальную часть тела. Кроме того, оно помогает тренировать память, которая так же является очень важным аспектом в обучении рисованию. Стоит отметить, что даже статичная тема помогает тренировать вашу память, ведь вы переносите свой взгляд с предмета на бумагу и потом воспроизводите его на ней.
Природа предоставляет для любого художника множество интересных и ярких тем для творчества. Мы можем наблюдать за растениями в естественной среде, либо срезать их и добавлять детали пейзажа по своему усмотрению. Ограничить полет фантазии могут только сезонные причины. Единственной трудностью в рисовании растений в том, что такой художественный объект как цветок имеет множество форм, деталей и цветов, которые противоречат друг другу, а задача художника – создать такой образ, который будет привлекать внимание всех без исключения зрителей к центру картины. Поэтому мастеру приходится опускать некоторые детали, чтобы создать нужный образ. Цвет растениям нужно придавать в самом начале, использую для этого контуры и карандаш. Это будет возможно только после того, как вы овладеете навыками работы с карандашом. А вообще техника рисования цветка довольно проста, дело в отработке техники рисования и согласования действий рук с приказами головы. Если это согласование не будет достигнуто, то может появиться ощущение, что все получается не так, как хотелось бы. И довольно часто после возникновения данного ощущения люди перестают рисовать.
Знание основ композиции рисунка – важная составляющая в получении отличного результата для любого художника. Они учат людей правильно располагать на бумаге требуемые предметы, чтобы они притягивали к себе взгляд, а сама картина смотрелась выгоднее и привлекательнее. В настоящее время существует множество различных литературных изданий, посвященных составлению композиции. Они учат тому, что главный предмет картины должен находиться строго по центру, на расстоянии одной трети от края листа. Возможно, что вы будете соблюдать это требование инстинктивно, глада на рисунки именитых художников. Всегда уделяйте особое внимание тем предметам, которые располагаются между основными предметами, которые изображены на рисунке. Ведь они имеют очень большое значение. Не менее важный момент – распределение контраста между темными и светлыми тонами. Дело в том, что цвет оказывает довольно сильное влияние на чувства человека, через него осуществляется передача мыслей и чувств, а так же восприятие окружающего мира. Если вы работаете в помещении, то попробуйте осветить рисуемый предмет с разных сторон и следите за теми эффектами, которых вы добиваетесь за счет правильно поставленного света.
После выбора предмета для рисования возникает вопрос о том, как же добиться необходимого единства всех предметов, при составлении, например, натюрморта. Четких инструкций по этому поводу дать просто не возможно, но все-таки существуют некоторые правила и рекомендации, которые позволят выполнить рисунок как можно интереснее. Например, откажитесь от использования двух одинаковых по формам и размерам предметов. Например, пара одинаковых стаканов, поставленных рядом, не будут восприниматься как единое целое и не произведут на зрителей никакого особого впечатления. Но большая разница между предметами так же не приветствуется. Конфета, лежащая рядом с самоваром потеряется на его фоне. Группа предметов может произвести необходимое впечатление, только если она будет основана на контрастах. Так если рядом с тем же стаканом поставить чашку, то необходимый контраст будет сразу заметен. А если к ним добавить еще и конфету, то она станет как бы связующим звеном. Теперь добавим самовар и получаем группу предметов, объединенных в натюрморт, и несущий смысловую нагрузку. Что интересно, конфета в этом варианте становится не столь малозначительной относительно большого самовара.
Грамотно составленная композиция является неотъемлемой частью любого произведения искусства, в том числе и рисунка. Например, хорошая композиция в музыке – это стройная и приятная мелодия, которая не раздражает и приятна слуху. Само слово композитор произошло от композиции, так как он составляет из отдельных музыкальных нот произведение, которое исполняет исполнитель, а играет ему оркестр. Художник же в отличии от него, сам является и композитором, и исполнителем, и оркестром. Если исполнителю не обязательно уметь играть на инструментах и сочинять стихи и музыку, то художник должен работать над своим произведением от начала до конца. Композиция играет очень важную роль в создании рисунков. В изобразительном искусстве зрители воспринимают композицию визуально, а значит, она несет эстетическое и психологическое значение. И начиная рисовать, вы должны помнить о том, что предмет должен будет уместиться на листе, так как вы задумали, и на том месте, которое выбрали для этого. Сам рисунок не должен быть смещен вправо или влево, он должен располагаться ровно посередине, а все предметы, изображенные на нем, должны быть изображены полностью. В общем, рисунок должен быть таким, чтобы нельзя было ничего прибавить или убавить из него